© Анастасия Розанова, 2010.02.09 (при копировании текста активная ссылка на wwwworld-art.ru обязательна)

Есть в латинской албанице расхожий мем «sancta simplicitas», святая простота. Это когда всё на голубом глазу: что вижу, то и фоткаю, что естественно, то и анимирую. Применительно к «Старшеклассницам» мы ламеров Никейского собора подправим и скажем: «sancta subluvies». Святая грязнота. Вот маленькие дети, те по определению чисты (если не считать вонючих памперсов, зарыганных слюнявчиков, зеленых соплей и пр.). И юные девочки чисты – если забыть, что у них есть лобковые волосы, менструации, эротические фантазии, щенячьи амбиции и идиотские комплексы. А если не забывать? Если не забывать, тогда старшеклассницы оказываются «Старшеклассницами».

Эрико, Юма и Аяно поступают в старшую школу для девочек. Это необыкновенно волнующий этап – как сложится их жизнь в новой школе? Окажется ли женская гимназия интересней и утонченней общей школы? Хорошо ли они поладят с соученицами, и появятся ли у них красивые бойфренды? – словом, масса надежд и переживаний... Самых типовых надежд и предсказуемых переживаний. В сущности, люди сведущие и «смотрелые» обычно пишут отзывы на такие сериалы, просмотрев нарезку кадров, уточнив фамилию мангаки (реже – режиссера) и кинув глаз на название выпускающей студии. Всё ведь ясно: нас ждут юношеский энтузиазм, свеженькие тела, незрелые шутки и новенькие трусы! Осталось добавить пару слов о «рисовке» и музыкальном сопровождении, а также напомнить, что шаблоны – это, в сущности, а) мило, б) основа основ японской культуры.

Хочу предостеречь от подобного подхода в отношении «Старшеклассниц». Вещь эта – шаблонная, традиционная, предсказуемая, ага-ага – все-таки существенно отличается от всем нам привычного 12-тисерийного анекдота: «поступили, значит, три девахи в академию». То есть, и девахи, и анекдотичность, и даже количество серий соответствуют. Изменена позиция рассказчика. Обычно нам показывают тех девочек, которые нравятся уже немолодым (хентай-хента-аай!!!) мангакам: они до ошеломления кавайны, часто бесполы и девственны настолько, что колыханием юбки гнут консервные ножи. А «Старшеклассницы» – Эрико, Юма, Кава, Химмедзи и Кº – сами по себе девочки. Они не собираются блюсти целомудрие в интересах отаку, у них бывают месячные, волосы растут не только на голове, им нравятся пошлые шутки и красивые мальчики. Они просто девочки-подростки. Нарисованные, но несильно отредактированные.

Так что если вам хочется иллюзий относительно счастливого старшешкольного девства, то вам не сюда. Загляните к «Адзуманге», «Хьякко», «Манаби», «Наброскам Хидамари» или «Пушинке», там вас непорочно обласкают и умильно посмешат. «Старшеклассницы» заняты настоящими проблемами шестнадцатилетних школьниц: как (похудеть/нарядиться)? где (отдохнуть/перекусить)? с кем (да-да-да, и ЭТО тоже!)?.. И получается у них всё это (особенно последнее) не у всех и не сразу. Но так и в жизни обычно бывает. Им лень учиться, они уверены, что учителя – придурки, они ссорятся и мирятся, и ходят в аквапарк. И культовое поедание «пироженок» и «лапшички», этот апофеоз девчачьего кавая, часто оказывается омрачено выяснением, кто будет платить. А что поделать? Это жизнь.

И, пожалуйста, не будьте слишком суровы к грубоватой Каве, скороспелой Химмидзи или сентиментальной Аяне. Они просто взрослеющие дети, с которых перхотью осыпается ребячливость и невинность. Оно и вовремя: старшая школа, как-никак. Всё закономерно... и довольно смешно. Да и вы сами-то себя в пубертате сильно контролировали?..